пятница, 27 июня 2014 г.

Отступление VII. Процесс получения прав

Процесс получения прав в Нью-Джерси существенно отличается от аналогичного процесса в Самаре.
Для местных это выглядит так.

Сначала нужно выучить правила и сдать теоретический тест. 
После этого пути расходятся:
  • Молодежь от 16 до 17 лет получает "learner permit" - разрешение, позволяющее ездить за рулем в компании с инструктором (последний должен иметь лицензию, позволяющую учить молодняк), по этому разрешению следует проездить 6 месяцев без штрафов и нарушений, после чего сдается практический экзамен. Есть ограничение на время суток и количество пассажиров.
  • Люди 17-21 получают "examination permit" - аналогичное разрешение, но с чуть меньшими ограничениями по пассажирам. При этом ездить следует те же 6 месяцев, но в роли инструктора может выступать любой опытный водитель (со стажем более 3 лет).
  • Для тех, кому больше 21 года, достаточно проездить 3 месяца с инструктором (и ограничениями).
После сдачи практического экзамена, новоиспеченный водитель получает "probationary license". Она не имеет серьезных ограничений, но штрафы за нарушения владельцу такой лицензии могут быть чуть выше, кроме того, любое нарушение отодвигает срок получения "basic license" - базовой лицензии. Учитывая, что такая ступенчатая программа, по всей вероятности, действует только в Нью-Джерси, то возможно, что все эти виды лицензий нельзя просто обменять на лицензию другого штата при переезде.
После года беспорочной езды по "испытательной" лицензии водитель может обменять ее на "basic license" - базовые водительские права. 

Для тех, у кого уже есть лицензия другой страны, в Нью-Джерси достаточно сдать теоретический тест (а вот новоиспеченным жителям Нью-Йорка, помимо этого, нужно сдавать практический экзамен). Полагаю, при переезде из другого штата также нужно сдать теорию. Дело в том, что права здесь привязаны к месту жительства, и обладатель прав обязан обновлять права при переезде даже внутри штата. А условия смены прав у разных штатов также могут быть разными.
Для получения "международных" прав нужно съездить в местное отделение клуба автолюбителей и получить там сертификат, переведенный на несколько языков, в котором описано, какой вид транспорта ты имеешь право водить (европейская категория "B" в Штатах называется "D", например, поэтому и нужны дополнительные объяснения). Клуб автомобилистов (AAA - American Automobile Association) представляет собой организацию, возможно, наподобие профсоюза, членам которого доступны некоторые скидки и прочие плюшки.

Мне, как счастливому обладателю российских прав, следовало сдать лишь теоретический тест. Но вот бюрократические проволочки превзошли мои ожидания.

Первую попытку получения прав я предприняла в четверг, 26 июня, после прочтения сборника правил и прохождения нескольких интернет-тестов. 
Для этого я поехала в ближайший пункт MVC - Motor Vehicle Commission - насколько я понимаю, это все же частная организация, обладающая лицензией на выдачу прав в NJ. Он находится западе границы между городами Jersey City и Bayonne, недалеко от залива Newark. 

Первым делом, зайдя внутрь, нужно подойти к мужику в форме полицейского, который сидит за столом слева от входа, сообщить ему цель своего прихода, в ответ на что он дает анкеты для заполнения, а также говорит, какие документы нужны. А именно:
  • документы, подтверждающие личность, дающие в сумме 6 поинтов. Например, паспорт (4 поинта), SSN (1 поинт), дебетовая карта американского банка (1 поинт);
  • подтверждение с места жительства (например, выписка по счету в банке);
  • для иностранных граждан - подтверждение легального статуса нахождения в США (виза).
После заполнения анкет нужно встать в первую очередь, где производится первичная проверка документов и выдается номерок для следующей очереди.
Вот тут-то и произошла загвоздка. Для не-граждан США помимо основных документов требуется распечатка формы I-94 с государственного сайта. Там указана последняя дата въезда в страну, время действия визы. И вот этой-то формы у меня с собой не было. Для того, чтобы ее получить, никаких особенных телодвижений предпринимать не требуется: всего лишь зайти на сайт и распечатать, но вот проблема: где распечатать?
Леша прислал мне данный документ по электронной почте и я отправилась на поиски.
Ближайший найденный мной пункт, в описании которого было "printing service" располагался примерно в километре от MVC. Туда я и отправилась (по 33-градусной жаре, проклиная окрестности за малое количество деревьев) - лишь для того, чтобы найти табличку "closed" на запертой двери. Найдя (в интернете) чуть более сомнительный сервис, который я проскочила, пошла обратно, но по указанному адресу оказалось страховое агентство. Следующий пункт располагался еще в километре, так что я решила сначала перекусить, и шла по улице, читая все подряд таблички. Так я наткнулась на еще один printing service, где, впрочем, не предоставлялась услуга печати и-мейлов (они занимаются визитками и баннерами), зато девушка подсказала, что поблизости есть библиотека. Так что я пошла туда.

В библиотеке мне сообщили, что пользоваться услугами компьютерного кабинета могут только те, у кого есть членские карточки. Завести карточку можно, но для этого требуется предоставить proof of address, который у меня с собой как раз был. Так что я завела абонемент в библиотеке (а библиотеки в NJ объединены в сеть, так что можно ходить в отделение, что поближе, а также пользоваться электронными услугами библиотеки), после чего за пару секунд открыла электронную почту и распечатала нужный документ. Стоило мне это 10 центов.
Библиотечная карточка, позволяющая посещать
любой из филиалов библиотеки Нью-Джерси
(а по закрашенному номеру, возможно, и
какими-нибудь онлайн сервисами)
После этого я покушала в пиццерии, расположенной практически на берегу залива Нюарк (я надеялась посмотреть на залив и расположенный за ним город Нюарк, но не удалось - там какой-то забор был). И пошла обратно в MVC. По дороге чертыхалась: думала зайти в парк, посидеть в тенечке, правила полистать, но у них тут другие представления о парках: вместо вожделенной тенистой аллеи я обнаружила открытую палящему солнцу площадку для бейсбола и детскую площадку. Правда, столик в тенечке я, к счастью, все же нашла. 
Придя в MVC и отстояв изрядно увеличившуюся очередь, я узнала, что в связи с зависимым статусом моей визы, за правами мне надо явиться с мужем. И свидетельством о заключении брака. Которое переводить не обязательно. Отлично. Сразу нельзя было сказать.

На следующий день мы с Лешей отправились туда вместе, захватив аналогичный пакет его документов + его права. Оказалось, не зря: его форма I-94 тоже понадобилась. 
Скажу сразу, такой бюрократии я не ожидала. Начитавшись Познера, я ожидала, что на все про все уйдет час, ан нет. 
Итак, сначала (нам обоим) надо было отстоять в первой очереди, в которой меня накануне отшили. Предъявив все документы (дама внимательно изучала наше свидетельство о заключении брака), мы получали номерок, с которым нужно было идти во вторую очередь (незначительную), которая называлась "Step 2". Там документы просматривались снова (там же нам сказали, что свидетельство о заключении брака не нужно, так как у нас у обоих есть на руках форма  I-94, и фамилия у нас одинаковая), и наш номерок обводился кружочком в списке. После этого мы ожидали, пока наш номер отобразится на табло (этот этап был самым долгим). Когда нас вызвали, мы снова продемонстрировали пакет наших документов, после чего меня сфотографировали, дали экзаменационный лист и отпустили. Все, можно сдавать тест.
Только теперь Леше можно было оставить меня одну в этом дурдоме! (Но он дождался, пока я сдам тест.)
Для сдачи теста надо встать в очедедь (да, опять! но она небольшая) на экзамен, где у меня в очередной раз проверили мои документы, спросили, на каком языке я хочу сдавать тест (я выбрала английский, побоявшись стать жертвой неточного перевода). Отправили за компьютер под номером 13. (Я отметила про себя, что он есть - я бы не удивилась, если бы между 12 и 14 компьютерами ничего не было или если бы он не использовался. Но не все так запущенно!)
В комнатке, отделенной от "зала ожидания" ширмой, стоит около 15 компьютеров, за которыми сидят экзаменуемые. Пользоваться чем-либо нельзя, попытка списать или совещаться моментально прекращает экзамен для читера, но я не заметила, чтобы хоть кто-то наблюдал за тестируемыми - или чтоб хоть кто-то этим пользовался. 
Тест начался с того, что нужно было выбрать свое имя и дату рождения. Не знаю, делается ли это для идентификации сдающего или для того, чтобы выявить людей, которые никогда не проходили тесты или впервые в жизни имеют дело с тачскрином. Кроме того, можно было запустить "тренировочный" тест, состоящий из единственного вопроса: "Кто изображен на картинке?", вариантами: "Лошадь", "Собака", "Кот", "Человек". (Изображена была лошадь). После выбора варианта тестирующая система переспрашивает: "Вы выбрали ответ 1. Лошадь?" - можно подтвердить или отменить выбор (для систем, где ответ выбирается посредством тыкания пальцами в экран, эта опция полезна, иначе можно было бы одним неосторожным долгим нажатием ответить на десяток вопросов). После этого появляется окошко, сообщающее о том, правильный ли это был ответ (если нет - то пояснение, какой ответ является верным) и кнопкой: "продолжить".
Тест состоит из 50 вопросов, из которых нужно правильно ответить на 40. По достижении 40 правильных ответов (либо 11 неправильных) экзамен заканчивается. На протяжении теста можно посмотреть, сколько уже набрано правильных, а сколько - неправильных ответов. Я закончила на 48 вопросе (то есть допустила 8 ошибок), у Леши был подобный результат. Многие с первого раза не сдают.
Для того, чтобы сдать с 1 раза, нужно иметь представление о том, какого рода будут вопросы. У Леши, к примеру, было много вопросов по GDL (Graduated Driver License Program - ступенчатая система получения прав, описанная мной в начале этой записи), правах и ограничениях различных категорий этой программы. У меня было много вопросов про штрафы и наказания (которые я, само собой, не догадалась выучить). Однако попадались и абсолютно идиотские вопросы, например, в каком порядке расположены цвета на светофоре (у меня был такой вопрос), или сколько поинтов нужно набрать для проверки личности (забудешь тут, когда только для доступа к экзамену эти 6 поинтов 4 раза проверяют! - такой вопрос попадался Леше). В целом это, конечно, объясняется тем, что тест един и для 16-летних, и для 25-летних (которым не особенно нужна информация о правах обладателей learner permit), и к тому же сдается до того, как перейти к практике. Однако наши, российские тесты, с картинками и разбором различных ситуаций на дороге выглядят адекватнее (хотя и не охватывают полностью весь материал ПДД). Здесь тоже были адекватные вопросы, сходные с российским аналогом (куда поворачивать колеса при парковке под наклоном; что означают сигналы рукой, если поворотники сломаны; когда можно поворачивать направо на красный, и т.д.), и такие вопросы составляли около половины теста (а может, и больше?), но на общем фоне теста они как-то терялись.
После успешного прохождения теста надо подойти (если угодно, встать в очередь - передо мной стояло 2 человека!) обратно к стойке, откуда направляли к компьютерам. Там надо назвать свою фамилию. (Я не поняла сначала, что надо сделать, думала, может, опять надо весь ворох документов показывать? Постояла, помолчала; работник тоже молчит. Я спрашиваю, что дальше-то? Он на свое ухо показывает. Вот, думаю, блин, глухой! Я на всякий случай еще раз переспросила - сказала, что не знаю, что дальше-то! Он говорит, надо свое имя назвать, при этом достает мою бумажку экзаменационную. А, отвечаю, Татьяна Дидик. Он покивал, а сам уже что-то писал в бумажке и клеил в нее блестящую наклейку).
После этого радостного момента наступает следующий этап. Теперь надо все очереди отстоять еще раз. Начиная с первой, где дают номерок, продолжая второй, где номерок обводят, и заканчивая третьей, где фотографируют. Да, еще раз. Около них даже висит табличка - "everyone must get new picture" - каждый должен сфотографироваться заново. К счастью, на этом этапе присутствие мужа уже не требовалось - только лишь его документы.
В честь пятницы народу было в разы больше, так что прибыв туда примерно к 9 - 9.30, тест я сдала только к 12.30, а дома была лишь в 16.00. 
Зато у меня теперь есть местный id - я наконец-то могу получить дисконтную карту в Macy's, входить в бары и получать алкоголь без дополнительных вопросов (в одном магазине сказали, что они не принимают иностранные документы для подтверждения совершеннолетия, правда, в соседнем вообще id не спросили, так что это не такая большая проблема).



1 - номер лицензии;
2 - дата рождения;
3 - дата выдачи лицензии;
4 - дата истечения срока действия лицензии (да, всего 2 года);
5 - адрес (лицензия привязана к адресу);
6 - не знаю, как перевести endorsement в этом контексте - вроде поощрительных программ у них нет, во всяком случае, в тесте вопросов на эту тему не было;
7 - ограничения;
8 - я думала, они обычно слово gender для слова "пол" используют, но нет - "sex";
9 - рост - в футах и дюймах (мучительно переводила свой приблизительный рост с помощью телефона);
10 - вес - в фунтах (вроде взвешивалась недавно на местных весах, а все равно переводила килограммы - не запомнила!);
11 - organ donor - пометка о том, что в случае моей кончины я согласна, чтоб мои органы использовались для пересадки или научных целей;
12 - пометка, что я не местная;
13 - класс лицензии - D (наша B);
14 - в случае смены адреса в пределах штата туда клеится наклейка с новым адресом.

Ниже - немножко картинок с границы Байонн - Джерси-Сити.

В школе в четверг проходил выпускной. Выпускники щеголяли золотистыми мантиями и шляпами, обнимались с родителями - все, как нам в фильмах показывают.

 


Домики, улочки



Библиотека

Другая школа, при церкви


А так зачастую обозначают пешеходный переход.

Небольшой домик

Расстояние между соседними домами. Нередко в стенах напротив расположены окна туалетов.

А тут вообще разделения между домами нет.




Распространенное дерево - цветет такими невесомыми кисточками, из-за чего становится похожим на облако


Домик побогаче

Почтовый ящик

На многих домах висят шарики с надписью: "Congrats grad" - поздравления выпускникам!

Рядом с MVC затесался православный храм.

Непонятное здание, ограждённое забором с колючей проволокой. Написано, Beverly Hills Furniture.



5 комментариев:

  1. Все хорошо, но я не поняла: ты согласна или нет, чтобы твои органы куда то использовались?
    А домики забавные. Дерево цветущее очень понравилось, как называется?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, конечно, людей я все же больше, чем червяков, люблю!
      Как дерево называется - не знаю, иначе написала бы!

      Удалить
  2. (по 33-градусной жаре, проклиная окрестности за малое количество деревьев) А я себе представляла NY как очень тенистый город. Там же высотки кругом. Я думала там на улицах вечных мрак........
    "я бы не удивилась, если бы между 12 и 14 компьютерами ничего не было" ахаха)))
    " но я не заметила, чтобы хоть кто-то наблюдал за тестируемыми" А камеры?
    Поздравляю с получением прав!!! Мне кажется стояние в этих очередях это все равно лучше чем у нас. Тащится через весь город чтобы сдать документы, чтобы потом тащиться чтобы сдавать. Чтобы потом тащиться чтобы забрать, чтобы потом тащиться чтобы вновь подавать)))))))
    Мне это предстоит........ и поэтому откладываю....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про жару - так я по Джерси-Сити шла. А там (особенно ближе к границе с Байоном) дома невысокие - 2-3 этажа. А деревьев немного - дома плотно стоят. В НЙ тени больше (правда, тоже смотря где. И на Манхеттане есть районы с домами не выше 6 этажей) - как от домов, так и от конструкций над тротуаром. Но там бетон сильно раскаляется и оттого ужасно душно...
      Камеры вроде были, но хз, наблюдал ли кто.
      У меня не было таких сложностей с правами в Самаре: автошкола подала документы, я сразу приехала и сдавала. Если б сразу сдала, то там же в тот же день и получила бы - на Южной Обводной это было.

      Удалить
    2. когда с автошколой сдаешь - да, а когда без них, вот такая фигня. В некоторых автошколах они только 1 раз твои доки подают, потом все сама...

      Удалить

Reverse Reverse Reverse