среда, 28 января 2015 г.

Люди с дополнительными потребностями

Когда мы только приехали сюда, нас часто спрашивали, нравится ли нам здесь, и что именно. Я хочу рассказать сейчас о том, что произвело на меня, пожалуй, самое сильное впечатление здесь.
В этой статье речь пойдет о людях, которые по той или иной причине оказались чуть более беспомощными, чем остальные - о людях с инвалидностью и престарелых гражданах.

Помнится, первое время мне было страшно непривычно видеть повсюду так много людей на инвалидных колясках. Создавалось ощущение, что где-то неподалеку расположена больница или что-то в этом роде. А еще - первое время! - непроизвольно рука тянулась к карману: подать милостыню, и я неоднократно себя одёргивала, понимая, что это совершенно неуместно и даже обидно.
Неоднократно видела также незрячих людей, использующих специальную белую трость для передвижения - они постукивают по дороге перед собой и гуляют по городу - немыслимо! - совершенно самостоятельно!

Все дело в том, что город приспособлен к тому, что часть его жителей передвигается на инвалидных колясках. И в этом тексте я хочу показать, что именно тут есть такого, что позволяет людям, нуждающимся в дополнительных инструментах при передвижении, нормально и достаточно независимо жить.

Итак, одна из самых важных вещей: на всех тротуарах, всегда, всегда, всегда, всегда есть съезды. Их может быть два - в разные стороны, или один - диагональный. Может быть пандус посреди квартала - вероятно, для посадки в машину. Но съезды есть всегда, причем зачастую - с резиновым покрытием (тактильной плиткой), защищающим от соскальзывания. Кроме того, тактильная плитка помогает незрячим людям определить, что они выходят на проезжую часть. (Буслов в своей статье писал, что на Манхеттене не попадается тактильная плитка, но это не совсем верно - просто она есть не везде - в зависимости от застройщика). За это можно простить Штатам унылые бетонные тротуары, не правда ли?


На многих светофорах есть кнопка, при нажатии на которую включается голосовое оповещение: пока горит красный сигнал, световор вещает: "Wait", когда включается белый (на пешеходных светофорах тут красный и белый цвета) - начинает дребезжать - значит, можно переходить дорогу.


Еще одна особенность - пока горит белый сигнал, можно начинать переходить дорогу, если же мигает красный, то нужно заканчивать переходить: это означает, что до включения запрещающего красного сигнала времени осталось меньше, чем требуется среднестатистическому пешеходу для перехода данной дороги полностью. Каждый светофор настроен на конкретный перекресток, так что этому значению можно верить. В любом случае, красный свет пешеходам зажигается на несколько секунд раньше, чем зеленый - водителям.

Общественный транспорт приспособлен к передвижению на нем людей на колясках. В метро на многих (еще пока не на всех) станциях есть лифты, с помощью которых можно выбраться на улицу, не преодолевая ни единой ступеньки. Надписи на всех кнопках в лифтах дублированы тактильным шрифтом - Брайля, если не ошибаюсь.
Еще в метро есть широкие турникеты, которыми пользуются не только те пассажиры, которые передвигаются на инвалидных колясках, но и люди с чемоданами или детскими колясками. Такой турникет остается открытым чуть дольше обычного, а для выхода можно нажать кнопку, которая откроет загородки (которые, кстати, не то пластиковые, не то резиновые). 



В трамваях (и не только в них) есть площадка для кресла.


Автобусы подъезжают почти вплотную к тротуару и водители опускают пол, так, чтобы зазор между бордюром и автобусом был минимальный.



В автобусе - никаких ступенек, а ярко-желтая полоса поможет увидеть границу автобуса.


Трамваи и поезда метро также максимально близко подходят к платформе. Тактильная плитка  (зачастую - ярко-желтого цвета) оповестит плохо видящих пассажиров о том, что они находятся близко к краю платформы.


Пешеходные переходы через рельсы оборудованы так, чтобы инвалидное кресло могло без проблем проехать такой участок. И снова - тактильная плитка.



В крупных супермаркетах имеются кассы, оборудованные так, чтобы ими могли пользоваться колясочники. Что в них особенного? Да просто расстояние до соседней кассы чуть больше, чтобы кресло пролезло! И указатель на такие кассы - чтобы не нужно было их искать. 




Касса, пригодная для покупателей, передвигающихся на коляске

Обычная касса
Большинство американцев передвигается по стране на личных автомобилях, и люди с ограниченными возможностями, как называют их у нас, или с дополнительными потребностями, как их принято называть в других странах, не исключение. Поэтому на стоянках всегда есть места для автомобилей инвалидов - и эти места всегда рядом с входом/выходом/лифтом. Наказанием за неправомерную парковку может оказаться крупный штраф вкупе с оплатой услуг эвакуатора.



Номерной знак
Колясочникам доступны достопримечательности и парки. Если парк находится на возвышении, как, например, Highline, то в нескольких его частях будут лифты. То же касается гористого ландшафта: если сложно подняться наверх, значит, надо искать лифт.


Вход на Бруклинский мост. 


Тем, кто уже основательно погулял по паркам и мостам, может потребоваться туалет.
На Манхеттене в любом крупном парке или магазине-супермаркете есть туалет. И практически в 100% из них есть пологий пандус, а также специальная - широкая! - кабинка для пользователей инвалидных колясок. Если кабинка всего одна - то она будет широкой. Исключения составляют маленькие кафе; в них, бывает, и вовсе туалета нет.
У меня на фотографиях представлен не самый чистый и ухоженный туалет. Все-таки парк Чайнатауна - не самое чистое место вообще. Но хорошо, что он есть! Я без труда припоминаю ситуации, когда мне срочно нужно было справить нужду, а общественных заведений этого профиля поблизости не было. Насколько же сложнее в таких ситуациях должно быть людям, которые не могут воспользоваться узким и неудобным биотуалетом (которые в России мне попадались все же чаще, чем полноценные общественные туалеты).


Огороженный пандус к парковому туалету
Как-то раз я видела женщину на инвалидной коляске, которая собиралась воспользоваться туалетом в кафе. Я была абсолютно не в силах представить, как она справится с задачей, и даже предложила свою помощь, но она отказалась. В том туалете, правда, было чище... Мужчинам в такой ситуации, наверное, попроще. 
Кабинка для колясочников - широкая и с поручнями.
Пол первого этажа здесь, как правило, на одном уровне с тротуаром (на 1 этаже, как правило, никто не живет). Так что не возникает препятствия в виде "еще 6 ступенек после лифта". (Лифты, кстати, всегда широкие, так что не нужно протискиваться туда). 


У магазинов и банков обычно есть кнопка вызова помощи для попадания внутрь. Или есть вот такие значки, насколько я поняла, дверь просто легче открывается.


В случае пожара лифтом пользоваться нельзя. Но в нашем здании есть вот такая кнопка для вызова помощи; не видела таких в нашем предыдущем месте жительства. Не знаю, как выглядит помощь, но то, что она предусмотрено, уже хорошо. Надпись дублирована тактильными значками.




Не раз я видела участников костюмированных парадов на колясках. Как на Хэллоуин, так и на Пасхальный парад шляп.



В крупных магазинах можно найти кресла с корзинками и даже с моторчиком для комфортного шоппинга.



Можно арендовать или купить мопед - моторизированную коляску - и рассекать на ней.
Мужчина на мопеде на набережной Брайтон-Бич
Таксисты не имеют права отказывать в перевозке клиенту на коляске, но далеко не все машины достаточно оборудованы для такого случая. В Нью-Йорке есть специализированный сервис такси: www.accessibledispatch.com

Туристам лучше заранее узнавать, какие отели и рестораны готовы принять клиента с коляской. Но в целом город довольно-таки хорошо приспособлен для того, чтобы люди с особенностями могли чувствовать себя свободно и независимо.

Много на тему благоустройства писал Антон Буслов. Добавлю тут несколько ссылок на статьи на эту тему:
Были у него еще статьи, но что-то не могу найти.
Есть еще сестра Буслова, она как раз и передвигается на коляске.

Планируют принять новое обозначение для знака "колясочника", которое будет выражать более активную жизненную позицию.

3 комментария:

  1. Да, это здорово, что такой многомиллионный промышленный город заботится о людях с разными физическими данными! И как то так ненавязчиво, само собой разумеющееся!

    ОтветитьУдалить
  2. Скажу от имени той самой категории, о которой идет речь. Создание условий для нашего функционирования и передвижения будет помогать нам чаще выбираться в общество, и тогда ни у кого не возникнет желание подать милостыню, люди будут привыкать, что мы есть, что мы такие как и все, мы часть общества!

    ОтветитьУдалить
  3. Потрясающе, действительно!
    Я в Самаре когда вижу слепых с тросточками у нас на перекрестке я всегда теряю дар речи - я зрячая то не могу пройти не навернувшись! Но они как-то ходят. Даже как-то переходят через ремонтируемое московского шоссе (ну т.е. чтобы перейти дорогу нужно перепрыгнуть через траншею, невезде перекинуты мостики) Кстати, с санками в руках (ну на санках Киря) я не успеваю перебежать московское))) но в Европе, например, мне понравилось как сделаны переходы. Не везде, конечно так, но мне много попадалось. Светофор мигнет зеленым и все, быстро снова красный. Можно начать переходить дорогу пока зеленый. Водители подождут всех, кто переходит необходимое количество времени) При этом если пешеходов нет, то пробок не образуется, все довольны)

    ОтветитьУдалить

Reverse Reverse Reverse